26

Август

2016

26 Август 2016

ТЬЮТОРСТВО

Дайте краткое определение понятий «тьютор» и «тьюторант»

Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая специальность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процессы индивидуализации в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования, в семейном образовании и воспитании, в открытой образовательной и социальной среде. Тьюторант – субъект образовательной деятельности, которого сопровождает тьютор.

В чем особенности работы тьютора, какие формы и методы он использует?

Тьютор в своей практике применяет технологии, которые позволяют человеку осознать, сформулировать свой запрос, осуществить планирование, реализацию и оценку действий, отвечающих этому запросу. Основные методы работы тьютора: беседа, анализ и проектирование образовательной среды, составление личностно-ресурсной карты, составление  индивидуальной образовательной программы, организация проб и образовательных событий, проекты, тренинги и т.д. В наших школах и вузах, в семьях тьюторская деятельность пока ведется в экспериментальном режиме, но курс государства на реформирование и инновационное развитие образования в стране имеет тенденцию к распространению тьюторских практик и оформлению тьюторства как особой педагогической профессии. Требуется новая нормативная база, иное мышление учителей, система обучения и повышения квалификации. Запрос на тьюторское сопровождение у детей и семей тоже нужно поддерживать и формировать, как элемент культуры построения собственного образования.

Какие требования к тьютору (профессиональные, возрастные и пр.)?

Описание профессиональных требований к тьютору нельзя уложить в несколько строк. Оно включает подробное описание основных трудовых действий, компетенций, знаний и умений. Предполагается, что тьютор – педагог высокой квалификации, имеющий основательную подготовку в педагогике и антропологии, опыт деятельности в сфере, в которой он сопровождает тьюторанта, широкие социальные связи, развитую культуру мышления и самоорганизации, развитые коммуникативные навыки.

 Каковы условия осуществления тьюторского сопровождения?

Возможность тьюторского сопровождения возникает там, где есть запрос человека на индивидуализацию образования, т.е. на решение собственных образовательных задач, построение особых (не типовых) образовательных маршрутов, программ, траекторий. Есть место тьюторству в инклюзивном образовании, семейном образовании, социальной сфере, туризме и других сферах. Тьюторское сопровождение имеет существенный отличительный признак. В ситуации тьюторского сопровождения тьюторант самостоятельно разрабатывает приемлемые для себя способы, которые затем обсуждает с тьютором. Таким образом, чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен, прежде всего, сам совершить некую «образовательную пробу», результаты которой и станут затем предметом его совместного анализа с тьютором.
Есть ли возрастные рамки для тьюторского сопровождения?

Сопровождать можно человека любого возраста, способного проявить или сформулировать образовательный интерес, инициативу, просьбу о помощи в образовании, иной личный запрос на образование и, в более старших возрастах, профессиональное развитие.  Опыт тьюторов-практиков показывает, что тьюторское сопровождение можно начинать после достижения ребенком трех лет, но до подросткового возраста его желательно сопровождать вместе с семьей.

Как долго идет сотрудничество с тьютором?

Длительность сопровождения зависит от сложности и разнообразия задач, поставленных и реализуемых в паре «тьютор-тьюторант», и может длиться от нескольких недель до нескольких лет.

Где уже работают тьюторы? Кто преимущественно заказывает услуги тьютора?

Тьюторство практикуется в школах, вузах, внешкольных учреждениях, инклюзивном, дистанционном, индивидуальном, неформальном образовании, в подготовке и повышении квалификации педагогов, при организации нетрадиционных форм обучения и образовательных событий (интенсивные семинары, летние школы и т.п.). При этом возможны разные модели реализации тьюторского сопровождения. Например, тьюторское сопровождение по моделям: «тьютор – научный консультант», «тьютор – руководитель проекта», «тьютор – навигатор», «тьютор – эксперт», «семейный тьютор» и др. В школе могут быть освобождённые тьюторы либо учителя, воспитатели, практические психологи с тьюторской компетентностью. В последние годы к услугам тьюторов все чаще обращаются семьи. Но рынок запроса и предложений услуг тьюторского сопровождения еще не развит.

Какими ресурсами и возможностями обеспечивается деятельность тьютора?

Тьютор помогает тьюторанту определить и задействовать ресурсы, необходимые для решения поставленной образовательной задачи. Ресурсы могут быть культурно-предметные (знания, информация, предметы интеллектуальной, практической, творческой деятельности), социальные (места, сообщества, люди, события), антропологические (внутренние ресурсы тьюторанта). Масштаб действий тьюторанта предполагается соразмерный задаче и может захватить учебное заведение, поселение, регион и т.д. Вместе с тем, тьютор видит ценность в расширении ресурсов, поэтому составляемая им с тьюторантом карта ресурсов может на каком-то этапе быть избыточной.

Чем тьютор отличается от психолога?

Предметность деятельности психолога – психические процессы (внимание, память, мышление), состояния, особенности личности. В школе от штатного психолога ждут, как правило, работы с трудными детьми и семьями, решения проблем в обучении и социализации, а также организации тестирования детей по необходимым для анализа признакам. В индивидуальном консультировании психолог имеет большую свободу действия, помогает клиенту решить важные для него проблемы, в т.ч. проблемы самоопределения, самоорганизации и др. Предметность деятельности тьютора – разработка и реализация тьюторантом индивидуальной образовательной программы или ее элементов.  В полноте тьюторское действие включает работу с образовательными мотивами (интересы, цели, задачи) тьюторанта, помощь в составлении карты ресурсов, планировании, реализации и рефлексии необходимых действий. Коррекция психических особенностей или личности не является целью работы тьютора. При этом тьютор, при наличии соответствующего образования, может использовать в своей работе отдельные инструменты работы психолога, коуча и других специалистов. Но сходство на уровне инструментария не означает идентичности профессий.

Можете привести один конкретный пример, с чем человек пришел к тьютору и что было на выходе?

К тьютору можно прийти с вопросом, запросом, актуальным интересом, инициативой, затруднением или проблемами по таким направлениям:

а) самоопределение в образовании и профессии;

б) ориентация, выбор, навигация в избыточной образовательной среде;

в) недостаток образовательных ресурсов;

г) построение образовательного маршрута, программы (в т.ч. программы профессионального развития);

д) организация и прохождение необходимых проб и событий, их рефлексия.

В полноте  тьюторское действие охватывает решение всех этих проблем, и любой конкретный пример отразит лишь часть. Например, имеется избыточное предложение различных внеурочных занятий: кружков, студий, клубов, тренингов. Родители и ребенок работают с тьютором, чтобы изучить и выбрать наиболее удовлетворяющие интересам ребенка и семьи. Результат: прояснение оснований выбора, формирование образовательного заказа семьи, список выбранных занятий, согласованное расписание школьных и домашних занятий, меры по профилактике перегруженности ребенка занятостью. При сопровождении сохраняется возможность обсуждения результатов выбора и его коррекции. Также движение может быть нелинейным, а результат отличаться от заранее заявленного, если изначально заказ не сформирован, не осознан, противоречив. К примеру, семья убеждается, что ребенку по определенным причинам не может быть рекомендован ни один из ранее выбранных ими кружков, и тьютор инициирует расширение поиска.

В подготовке статьи использованы материалы М.Чередилиной.